Январские зарисовки

Несколько слов об РПЦ

На занятиях Школы здравого смысла достаточно давно обсуждаются варианты развития ситуации в мире и в нашем Богохранимом Отечестве в ближайшие годы. Мнений высказано много, самых разнообразных, в том числе и интересных.

Но хотелось бы обратить внимание на один вопрос, который оставался не вполне перекрытым – роль Русской Православной Церкви (далее по тексту «РПЦ») при разных вариантах развития событий. Точнее - не РПЦ как общественного института или как, пожалуй, единственного хранителя моральных принципов, способного удержать ситуацию хоть в каких-то приемлемых рамках, не дав скатиться в хаос, который многие слушатели Школы могли воочию видеть в разных странах мира за время своей службы и работы. Нет. Упростим. Речь пойдет о высших церковных иерархах, которые должны были бы уже сейчас давать установку (централизованно – sic!) на поведение клира и паствы в дни возможных нестроений. А ведь кому, как не им, подымать голос трезвления в переломные моменты такого масштаба и напряжения?

Тема эта вяло обсуждается в Инете в определенных православных и околоправославных кругах, порой многословно и с серьезными теоретическими выкладками. Пусть его.

Мы все время говорим о смыслах. Хотелось бы поделиться некоторыми личными наблюдениями, возможно, сугубо субъективными. Как раз о Смыслах, Образах и Знаках.

Чтобы не было совсем скучно, иногда с анекдотами из жизни.

Итак,

Зарисовка номер 1. Рождественские чтения.

Каждый год вот уже на протяжении 20 лет в январе московское метро наполняется не совсем для него характерными, но очень интересными людьми. Как правило, это священники и монахи, порой в зипунах и в валенках, если холодно, с рюкзаками и четками. Иногда в сопровождении толпы не менее православных прихожанок. Точнее, - Батюшки и Матушки, потому что, по Гумилеву, это самые настоящие пассионарии РПЦ. Ее соль. Они приехали на Рождественские чтения.

Пообщаться. Поговорить. Рассказать о своем, наболевшем. Выступить (до 300 докладов ежегодно до последнего времени). Кто помнит времена до «Новой российской эры» – что-то типа сессии Верховного Совета СССР, только с православным уклоном. Тем более что еще всего несколько лет назад при Алексии II начинались они обычно (2 дня) в Кремлевском Дворце Съездов (ныне ГКД). 5 тысяч мест – и все заполнены (помните, как легко было отвечать о количестве делегатов на съездах КПСС со времен Хрущева – 5000 без четырех-пяти, ибо это вместимость дворца в Кремле). Кожаные папки с раздаточными материалами, выставки, презентации, бесплатные обеды. Оплаченная (частично или полностью) дорога и искренние попытки разместить в Москве, страшно сказать, забесплатно. Поэтому можно было спокойно увидеть людей даже из экзотического Дальнего Востока и Сибири. В силу ряда обстоятельств меня из года в год приглашали на эти чтения выступить на одной из секций или круглых столов. Имел возможность посмотреть процесс в развитии.

Так было с 1993 года. Было. Когда-то. Скажем, до 2009 года. На прошлой неделе, а точнее – с 23 по 25 января, - прошли ХХ Рождественские чтения, заранее объявленные «юбилейными». Никакого КДС – открытие в Гостином дворе, на наспех собранных металлических конструкциях с пластиковыми сиденьями, заставившими пожалеть о безвременной эмиграции Батуриной на горную пасеку в Швейцарию – сидеть было не просто неудобно, а очень неудобно. Пакетик с ручкой и блокнотом. Небольшой партер с наспех составленными стульями, стянутыми этакими белыми строительными пластиковыми скобками, и в окружении плотного кольца секьюрити.

Анекдот из жизни ХХ Рождественских чтений (1). О мифах.

Потом мне приватно и по большому секрету объяснили, почему в этом году «проехали» с КДС. Оказывается, виноваты китайцы. Именно китайцы, куда ж без них. Не люди же другой распространенной национальности, иначе можно незаслуженно обидеть добрую половину московского клира. Точнее, китайский цирк Cirque du Soleil. Оказывается, они заранее забронировали КДС для установки аппаратуры. Я попытался объяснить, что цирк-то по сути канадский, а первое представление аж 4-го февраля. Куда там. Китайцы – сегодня лучшая отмазка, ибо их много, они везде, и вешать на них можно что угодно, хоть всеобщее потепление (дышат слишком часто). Басурманы, одним словом.

Послание от ДАМ: 6 предложений без вступления и заключения. Послание от ВВП: 4 предложения (правда, в одном, вроде, 41 слово, и это без предлогов и союзов. Помнится, нас учили, что после 11 слов начинаешь засыпать). Невнятный представитель Минобразования (впервые не было Фурсенко, что было развлечением в последние годы – его, как правило, освистывали, правда, по-доброму, по-православному). Представитель Минкульта (кажется, единственные искренние аплодисменты при каком-то высказывании о русском языке). Свадебный генерал в лице архиепископа из Чехии.

Из реальных ВИПов была только Матвиенко. Выступала хорошо, громко. Говорила от себя, поэтому и повторы. Вот ссылка: http://otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2342:2012-01-23-16-30-11&catid=18:news&Itemid=2

Ах, незабвенная Валентина Ивановна. Ну что за прелесть..! Единственное по-настоящему яркое пятно: блеск, эмоции, искренность и брызги шампанского. Сладкого и выдержанного. Почему-то вспомнился Брынцалов в малиновом пиджаке на фоне серых депутатов первого съезда «Единства» в 2000-м.

(эту фотографию можете растянуть, чтобы заценить…)

(эту фотографию растягивать смысла нет, разрешение не очень…)

Анекдот из жизни ХХ Рождественских чтений (2). О борьбе с недостатками.

Услышал один абзац страстной речи В.И.: «Серьёзной угрозой жизнеспособности государства, всей нашей страны стала коррупция. В высокодуховном, высоконравственном, высокоморальном обществе это явление в таких масштабах просто невозможно. Очевидно, что победить это зло лишь силовыми методами невозможно, если произошло ослабление духовных устоев общества, и коррупция проникла во все его поры. Очевидно, что победить его можно только настойчивой работой государства, общественных институтов, Русской Православной Церкви, других традиционных религий, направленной на духовное оздоровление нации.» От неожиданности вздрогнул и поднял голову. Надо сказать, поскольку в зале ничего особо не было видно сбоку, где сидела основная масса людей, то справа и слева повесили два огромных экрана. На экране Валентина Ивановна за трибуной, загорелая, вдохновленная, с горящими глазами, в строгом, почти православном зеленом костюме haute couture (даже не prêt-à-porter), с шикарными серьгами аналогичного зеленого цвета в обрамлении белых камушков, и в неизбежных перстнях. Памятуя о пристрастии ВИ к вещам самым простым (а что там, обычные бериллы с оксидом хрома, и углерод, почти что уголь), но почему-то считающимся недешевыми, одного такого прикида хватило бы на содержание всех воскресных приходских школ страны в течение года. А может, и двух.

Переслать Задорнову, что ли – он такое любит.

Доклад Патриарха пересказывать смысла нет – любой может ознакомиться по http://otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2340:-xx-&catid=18:news&Itemid=2

Прочитан хорошо, долго, с выражением.

Во всех выступлениях НИ ОДНОГО, ни одного слова, намека или даже полунамека о том, что делать, если, не дай Бог, в этом году полыхнет…Как себя вести, о чем молиться, что говорить пастве…

Наградили быстро директоров школ и учителей из разных епархий. Было видно, что учителя действительно люди очень приятные и заслуженные, они заметно волновались и по-человечески смущались. В зале повеяло реальной жизнью и добротой. Перерыв, после чего, как всегда, ВИПы исчезают, а Батюшки и Матушки (кроме москвичей) достают свое или разбредаются по городу, ибо платить по 100 рублей за бутерброд в буфете они никогда не будут. Рука не поднимется.

О докладе Илариона на пленарке и Чаплина на семинаре говорить не буду – можно найти, если есть желание. Но масштаб охвата аудитории уже не тот.

Анекдот из жизни ХХ Рождественских чтений (3). О высоком.

Вечером показывали оперу «Царица» Тухманова в постановке Бертмана из Геликон-оперы. Постановка, с точки зрения вокала и зрелищности, классная. Идет два года. В Москве почти не показывают – сцены у Геликона такой большой нет. Возят по всей стране, где есть большие театры. О тяжелой судьбе правящего класса (народ в лохмотьях появился только в сцене оплакивания Пугачева). О православии почти ни слова. Цитата с сайта театра: «За 2 часа 10 минут перед глазами зрителя пронесется вся история царствования и любви Екатерины на фоне величественных декораций… Пышный и роскошный декор дополняется десятками зеркал, пламенем 696 свечей и неподражаемыми сценическими костюмами…Проект осуществляется Фондом просвещения «МЕТА» при поддержке Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ» и направлен на формирование интереса, любви и уважения к историческому наследию нашей Родины, содействие художественному и эстетическому воспитанию молодежи…» Цитата уже из книжечки, розданной бесплатно всем зрителям: «-Пора ему по шапке, царю-то Петру! Матушку Екатерину на престол!». Добрая треть действия посвящена подготовке и проведению переворота, остальное – в основном небезызвестным раз/у влечениям немецкой царицы.

(растягивается)

И в завершение.

На закрытие не пошел, сидел на очередном круглом столе. Потом сказали – правильно сделал.

Анекдот из жизни ХХ Рождественских чтений (4), последний, слегка печальный.

С сайта Патриархии: «25 января 2012 года в Москве в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в завершение XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялся концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи…».

Приехали...

Теперь опять немного о Смыслах. Что такое Рождественские чтения? Многие годы это была единственная официально разрешенная возможность православным пассионариям со всей страны встретиться и пообщаться друг с другом, а также посмотреть вживую на своих иерархов. Раз уж Поместные соборы наше церковное руководство собирать ну никак не любит и не хочет – видимо, на то у них есть свои причины. За все время так называемой «новой России» был созван только один Поместный собор 2009 года – максимально усеченный, по вполне естественной причине – надо было всего лишь избирать Предстоятеля РПЦ, что было успешно и выполнено. Кстати, тот собор был совмещен с Рождественскими чтениями.

Немножко выводов по Чтениям этого года. Сроки сократились почти вдвое. Количество участников сократилось в разы. Священников мало, а «с мест» почти и нет. Отдаленные епархии представлены слабо. Масштабный откровенный разговор о текущей обстановке в среде своих и для своих не состоялся. Инструкции выданы не были. Чтения стали умирать. Точнее сказать, их целенаправленно ликвидируют. Канал обратной связи перерубается.

Почему и зачем? Давайте смотреть на картинку смыслов дальше.

Анонс:

Зарисовка номер 2. Как и зачем «не совсем православный» Ресин стал Главным Церковным Строителем России.

Успехов всем,

Андрей Светин З-87у