/ Радио России / Радио «Маяк»

 

Вадим Макаренко: русская история начинается за 2500 лет до н.э.

 

А.М.: . Добрый день, меня зовут Андрей Мартынов. Сегодня у меня в гостях Вадим Макаренко – исследователь, японист, сейчас более известен как автор популярной, интересной, не бесспорной книги, которая называется «Откуда пошла Русь». Но более широкое и более правильное название этой книги — оно есть на обложке - «Новая география Древнего мира». Вадим Владимирович, добрый день.

 В.М.: Добрый день.

А.М.: Первый вопрос: «Новая география Древнего мира» — такой оксюморон, воспоминание о прошлом?

 В.М.: Я решил назвать эту книгу «Новая география» по двум причинам. Во-первых, слово новая здесь используется как понятие «хорошо забытое старое», потому что я пытаюсь реставрировать те представления о географии, которые были у античных и древних авторов. То есть восстановить их видение мира: где у них был юг, где — север, запад, восток, где была Азия и Африка; где стояли города в их представлении. Это полностью отличается от того, как мы видим сейчас древнюю географию. И в этом смысле новое – хорошо забытое старое.
А.М.: Топонимика , или расположение названий на карте, так или иначе, связана с историей? 

 В.М.: Топонимика – это просто название. Топоним – это географическое название, оно действительно связано с объектом и, как правило, отражает его основные характеристики. В то же время мы часто путаем географические объекты, потому что воспринимаем древние названия как очень индивидуальные. Например, мы думаем, что Нил — название, относящееся исключительно к одной реке. На самом деле, само это слово означает река, и с этой точки зрения мы можем найти много рек с таким же названием. В частности, границей Азии на востоке тоже была река Нил. Представляете, какую это вносит путаницу в представление о географии!

А.М.: Это примерно так же, как Дон, Дунай, Днестр – в этих названиях один корень.

 В.М.: Да, один корень. Для многих людей на обыденном уровне, которые еще не втянулись в эту расшифровку понятий, буква «д» отличается от «т», хотя это парные согласные. Например, в Эфиопии есть озеро Тана, а в Камбодже — озеро Тонле-Сап; они же почти не отличаются для того, кто понимает значение названий! А ведь между ними — несколько тысяч километров. Потом, для простого читателя, кто не знает о некоторых тонкостях, они не так уж и похожи, да и народы в Эфиопии и Камбодже разные.
Но основная мысль такова: в древности названия были функциональны. Как правило, река называлась рекой, море — морем, город — городом (столицей, храмовым городом). Это были не имена собственные; не было названий в честь политических деятелей; это более поздняя традиция. Иногда ее относят к эпохе Александра Македонского, но и это — спорное утверждение.
А.М.: Ваш подход понятен. Напоминаю, Вадим Макаренко – автор книги «Новая география Древнего мира». Мы начнем идти по содержанию этой книги. Вторая глава называется «Поиск русских и славянских исторических корней», и в ней много подглавок: «Где был первый Словенск», «Русская история начинается за 2500 лет до н.э.», «Исторические хроники», «Словенск до сих пор сохранился на карте», «Это национальная история»… Итак, поиск русских и славянских исторических корней в интерпретации Макаренко…
В.М.: В своем поиске я обращаюсь к русским летописям и предлагаю их понять. У нас есть прекрасная летопись, которая сохранилась, — «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» (обычно название звучит несколько иначе в древней транскрипции: «Начало Словенску, иже еси Великий Новград именуется»). И в этой небольшой летописи сообщается такая интересная по тем временам новость: в 3099 году от сотворения мира скифские князья Словен и Рус отправились искать новое место жительства. За 14 лет они обошли много пустынных стран, в конце концов поставили город, который назвали Словеном… С этими городами всегда путаница. Мы пользуемся модернизированным названием – Словенск. Я предлагаю его называть так, как он назывался в те времена – Словена. Я прочту несколько строк: «14 лет пустыя страны обхождаху, и пока не добравшись до озера некоего велика Илмеря , и от того времени новопришельцы скифстии начаху именоваться славяне…» С момента постановки Словена (будущего Великого Новгорода) скифы превратились в славян. Я считаю, что это точка появления русской нации — 3113 год от сотворения мира. Если перевести, то это 2395—96 год до нашей эры (по традиционной хронологии). Получается, что в 3-ем тысячелетии до н.э. поставили Новгород. Возникает вопрос: а как это произошло? Это общеизвестная летопись. Карамзин в своей книге по истории России смеялся и называл это сказкой, которую придумали в XVII веке. Это похоже на современных исследователей, которые называю все фальсификацией, написанной в XV - XVI вв. 

А.М.: Пока для меня нет ничего удивительного в этой летописи, кроме даты.

 В.М.: Давайте зафиксируемся на дате. Нас поражает дата: 3-е тысячелетие до  н. э., это вызывает недоумение, оторопь, а потом и гордость. Теперь возникает вопрос: в чем проблема? Новгород пытаются найти на северо-западе современной России. У нас там Великий Новгород, и мы думаем, что это тот Новгород, о котором говорится в этой летописи. И это путает людей. На этом месте, где стоит сейчас Великий Новгород, нет никакой городской культуры ниже X века.

А.М.: Тогда вывод: это фальсификация, Карамзин, наверное, был прав, кто-то приписал нолик или два к дате.

 В.М.: Простая логика. Но есть и другая логика: неправильно идентифицировали место. Речь идет не об этом Новгороде, который стоит на северо-западе современной России, а о другом Новгороде, который был поставлен в другом месте. Мы должны взять эти летописи и посмотреть, откуда идут, куда идут… В этой летописи есть такая деталь, которая позволяет хорошо идентифицировать место, где это было поставлено. Поставили не только Новгород (Словену), но поставили и Русу, которую никак не могут найти. Прочитаю: «Другой же брат Словена Рус вселился на месте некоем расстоянием от Словенска Великого стадий пятьдесят у Соленого Студенца и созда град между двумя реками и наречи его во имя Руса, иже до ныне именуется Руса Старая…» 

А.М.: Вадим Макаренко – автор книги «Откуда пошла Русь» — «Новая география Древнего мира».

 В.М.: Что же такое Соленый Студенец? Те, кто пытался «привязать» Новгород и Русу к северо-западу современной России, они не могли ответить на этот вопрос. Триста лет это остается без ответа. Они предлагали и минеральный ключ, ключ с какой-то водой и т.д. На самом деле Соленый Студенец — это характеристика вод современного и старого Мертвого моря, которое студенистое (желеобразное). И там до сих пор стоят эти два города. Один город – это Наблуз (в переводе Новый город), если читаем Наблуз наоборот, то получаем Словен . Город Руса вырос в Иерусалиме, стоит недалеко от Соленого Студенца. Вот эти два города на современном Ближнем Востоке, в исторической Палестине. Там археологических культур хватает для того, чтобы сказать, что в 3-ем тысячелетии до н.э. там мог быть город. Он мог быть словенским или индоевропейским…

 

А.М.: Вы утверждаете, что скифы (они же словене) основали то, что мы считаем Новгородом и безуспешно пытаемся найти какое-нибудь древнее поселение на территории нынешней России, — все это было основано на территории нынешнего ближнего Востока? Какие еще источники, кроме этой летописи, подтверждают это или опровергают?

 В.М.: Подтверждений очень много. Когда мы начинаем читать нашу историю, например, «Повести временных лет», то понимаем, что если проложить путь из варяг в греки, взять другие события, которые там изложены, попытаться (не считая их фальсификацией) их наложить на карту, попытать проследить, где это могло быть, то все это нас приведет на Ближний Восток. И второе фундаментальное доказательство (поэтому и книга названа «Новая география Древнего мира») в том, что эти изменения в представлениях о Древнем мире касаются не только нас, русских и славян, но и греков, римлян… Почти все исторические народы жили в других местах, чем представляется и преподается сегодня в школах и институтах, университетах.

А.М.: Это замечательно. Не только в России, но и в Германии и Канаде появляются целые школы, которые говорят о том, что мы неправильно читаем, понимаем старинные или древние тексты, на картах все перепутано, названия имеют не только топонимический смысл в сегодняшнем значении слова, но имели и сакральные значения и смыслы. Все перепутано, и надо восстанавливать. Вы даете одну из возможных интерпретаций…

 В.М.: Я даю хорошую методологию поиска ответов на эти вопросы. Я считаю, что надо попытаться идентифицировать, реставрировать представления о той географии, потому что она есть в текстах, летописях, Библии, в римских книгах. Этих географических описаний много. Если правильно их идентифицировать, т. е. определить, к какому месту относится это описание, тогда все станет на свои места.
А.М.: Вадим Макаренко у нас в гостях. Я думаю, это не последняя наша встреча с автором книги «Новая география Древнего мира», поэтому вы записывайте свои вопросы и присылайте, я их переадресую моему сегодняшнему гостю. Теперь необходимо сделать выводы из Ваших интерпретаций, из интерпретаций других авторов, которые пытаются применить те или иные алгоритмы, ключики к дешифровке нашей истории. Первая мысль страшновата: как геополитически все это связано с современным мироустройством? Вторая: три тысячи лет назад были скифы, словене, русы – каким образом это повлияет на нашу сегодняшнюю жизнь и наши представления о прошлом?
В.М.: Представления о прошлом нам очень важны, потому что как в психике человека, так и в ментальности того или иного народа очень важную роль играет история. Например, претензии Руси на величие, возьмите нашу сегодняшнюю историю – она не дает основания для таких утверждений (если только территория). Но у Канады и в других местах тоже есть большие территории, это не повод. Если мы будем реально смотреть на то, что говориться, и понимать, что те люди, которые говорили о том, что Москва – это Третий Рим и Четвертому не бывать, — они думали о другом. Тогда еще не было такой территории за Москвой, т. е. люди понимали все иначе.

А.М.: Для нас это может звучать, как воспоминание о былых удачах, заслугах. Но при этом другие народы, на территории которых находятся древние города, и которые Вы дешифруете как словенские, им это не понравится.
В.М.: Многие народы знают, что они пришли на эти территории, живут на них. Допустим, все арабские страны историю до прихода Мохаммеда просто не изучают, она для них не существует. Это чужая история.

А.М.: Почему, им это не интересно?

 В.М.: Это тоже форма деидеологизации. Происходит становление культуры, кладется в основу жесткий базис. В основу арабской идеологии положен Коран.

А.М.: Как Вы вышли на эту тему? Вы – японист (из военной области), а занимаетесь такого рода реконструкциями?

 В.М.: Я давно занимаюсь историей. Моя первая диссертация была посвящена истории Японии. В ней я «просмотрел» несколько веков японской истории. Я также занимался геополитикой, у меня есть книга «Кто союзники России?» Отвечая на этот вопрос, я задумался над некоторой ветхозаветностью в нашей русской ментальности. Ветхозаветность – это, в частности, любовь к правде, закону. Есть в русской психологии такой элемент. Если мы возьмем Сказание митрополита Иллариона «О законе и благодати», то там как раз поднимается этот вопрос: что важнее – закон или благодать?

А.М.: А как Вы пришли к географии?

 В.М.: Я восемь лет преподавал страноведение многих восточных стран в Военном Институте Иностранных Языков, долго и много «лазил» по картам.

А.М.: Сколько времени Вы занимаетесь непосредственно той работой, которая вошла в Вашу книгу?

 В.М.: Первый раз я услышал, что по-русски говорят в Дамаске в 95-ом году.

А.М.: Это справа налево и слева направо?

 В.М.: Нет, я просто был тогда журналистом, знакомился с жизнью курдов. Однажды я был в одной семье, где мальчик напомнил мне украинского хлопчика. Почему украинского? Курды говорят «якже», «также», «куды», Поскольку курдского языка я не знал, а эти сокровенные словечки воспринимал, то про себя я их называл хохлами. Я спросил женщину, где мама этого мальчика. Она ответила, что та «обмерла» четыре года назад. Я понял, что курды говорят практически на одном языке с нами. Несмотря на то, что часть этноса ушла с Ближнего Востока, немалая часть родственного нам этноса – курды остались там, удерживают все эти территории и претендуют на них. Это было для меня первой зацепкой, и постепенно узелок начал развязываться.

А.М.: Вопрос об этом узелке, который когда-то давным-давно завязался. Существует версия, что все этносы происходят от одного праэтноса: северовосточная Африка, Ближний Восток, территория нынешних Ирана и Ирака, Евфрат, Месопотамия… А потом народ стал как-то «расползаться», придумывать новые языки, трансформироваться, и почти все позабыли. Какова Ваша версия?

 В.М.: Действительно, есть немного источников, от которых ведут свой род те или иные народы, их немного. Я придерживаюсь библейской традиции и достаточно серьезно отношусь к рассказам о Ное, о том, что был потоп. Считаю, что это вполне реальная информация, которая помогает рационально видеть то, что сегодня мы имеем с точки зрения ДНК, языков, расселения, исторических хроник и всего остального. Я считаю, что действительно были катастрофы, и был новый старт.

А.М.: Так человечество происходит из одной географической точки?

 В.М.: Значительная часть человечества происходит с Загрос. Это горы Большого Кавказа, проходящие по территории современного Ирана или Персии. Я считаю, что это то место, где изначально жили боги, там был Эдем, горы Иды, откуда Зевс и другие боги следили за Троянской войной.

А.М.: Как началось расселение?

 В.М.: Расселение начинается, когда никаких катастроф не происходит, люди живут хорошо. Демографическое давление увеличивается, и части людей приходится уходить, потому что надо искать новые источники жизни. А главным источником жизни является земля. Также случилось с князьями Словеном и Русом. Они посмотрели и решили не топтаться на этом благодатном, но переполненном участке земли. Если б они оказались не очень удачными князьями, погибли в ходе своих путешествий, то мы бы об этом и не узнали.

А.М.: Когда это случилось?

 В.М.: Это случилось в 3099 году от сотворения мира. Это касается нашей русско-славянской ветки, которая пошла оттуда. Что касается других народов, то мы знаем, как из Трои бежал Эней, как уходил Бритт из этого района… Так появились римляне, британцы. Это расселение шло как в результате катастроф, так просто из-за увеличения населения. Люди были вынуждены искать новые источники жизни и новые районы, где можно было прожить.

А.М.: У нас в гостях был Вадим Макаренко, это наша не последняя встреча. Присылайте свои вопросы автору книги «Новая география Древнего мира» по почте: 125040, Москва, Радио России, передача «Неизвестная планета» и через Интернет www.neplaneta.ru.

Меня зовут Андрей Мартынов, до встречи через неделю