Александр Николаевич Минаев Восток – 69:
В 1961 году я после окончания 9 класса средней школы я поступил на работу копировщиком в копировальное бюро при конструкторском отделе закрытого НИИ, из которого через два месяца был переведен в конструкторский отдел этого же НИИ на должность чертежника. Одновременно я перевелся в 10 класс школы рабочей молодежи, с прицелом сокращения срока учебы в средней школе, так как общеобразовательные школы были переведены в то время на 11-летний срок обучения. Совмещение работы и учебы дались мне с трудом, но 10 класс был окончен, аттестат получен.
Школа позади, куда дальше? (1962 г. Кремль. У колокольни Ивана Великого
Летом 1962 года я предпринял попытку поступить на вечернее отделение юридического отделения МГУ. Документы у меня приняли, к сдаче вступительных экзаменов я был допущен. Сочинение я написал на «четверку», русский язык сдал успешно, а на экзамене по литературе - срезался, мне попался вопрос по творчеству Радищева, а его то я знал слабо, утопили меня дополнительным вопросом. Так как времени перекинуть документы в другой ВУЗ уже не оставалось, пришлось поступить на подглтовительные курсы, я выбрал МИХМ (институт химического машиностроения) с целью получения инженерного образования и продолжения работы в упомянутом конструкторском отделе. Посещение занятий на курсе после работы давалось с трудом, но я стиснув зубы старался преодолеть себя, пока старший брат, которому нужно было «убрать» меня с жилплощади, занимаемой мной, сбагрив меня на военную службу, порекомендовал мне при «приписке» в военкомате попроситься на поступление в военное учебное заведение. К тому же прецидент уже был – брат его жены Долгих Анатолий поступил на «факультет иностранных языков ВДА» (так именовали ВИИЯ в то время) именно через разнарядку, полученную в военкомате.
Осенью 1962 г. во время «приписки» я попросил записать меня в очередь на разнарядку в военный институт, а в июне 1963 г. меня направили по такой разнарядке после прохождения медкомиссии на Танковый проезд, сдавать вступительные экзамены. Я попал во вторую очередь, пришлось сдавать четыре экзамена в течение трех дней. Сдал я все экзамены на «четверки». Примечатедьным было то, что набор абитуриентов в основном происходил из военнослужащих срочной службы, абитуриенты из «гражданки» составляли примерно 10-12 % от общего числа экзаменуемых. Сдавших экзамены оставляли проживать в казармах, но постольку-посколку в зданиях шел ремонт (покраска стен и потолком, обновление полов, оконных рам и т.п.), мест было недостаточно для размещения всех поступающих , поэтому москвичам и тем, кто жил в Подмосковье, разрешалось до приказа о зачислении убывать в увольнение домой, но только после выполнения работ по уборке помещений и приведения их в порядок (натирка отремонтированных полов мастикой, мойка окон, уборка строительного мусора, расстановка мебели, кроватей, подготовка классов к началу занятий).
Одновременно с этим проводились экзамены для третьего потока, уже вырисовывалась примерная схема набора на первый курс. Средний проходной балл для нас – «гражданских» определился в 15 баллов. Начальник курса, майор Куштейко В.Г. вызывал нас по одному к себе на ознокомительную беседу, прощупывал «будущих» подчиненных и делал для себя пометки на будущее.
И вот наступил день, когда всех построили на плацу единим строем и объявили, что те, фамилии которых назовут, выходят из общего строя и становятся лицом перед оставшимися в строю – это были те, кто не поступил в институт. Меня среди них не оказалось. Сердце учащенно билось от осознания того, что я поступил в институт. Затем нас завели в клуб, зачитали распределения по языковым группам, а затем мы отправились на склад получать форму и переодеваться в нее. 29 августа 1963 года началась моя служба в ВС в качестве слушателя ВИИЯ (Приказом МО СССР это название было возвращено институту в этои же году). На курс были так же зачисленны «с гражданки» Коля Шабанов, Валера Кузьмин, Слава Селезнев, Саша Артамонов, Валера Зуенко, Валера Гергель, Коля Матус, Миша Михайлов, Саша Уразов, Слава Катамидзе.
Первый день в форме. Август 1963 г.
Хочется заметить, что нас именовали «слушателями», а не «курсантами», тем самым было подчеркнут особый статус нашего ВУЗа, по окончании которого выпускникам института вручались «академические» значки.
С 1 сентября 1963 года у нас начались занятия в классах, которые располагались в старых двухэтажных корпусах института, новое здание главного корпуса еще не было в проекте. Я был распределен в группу индонезийского языка в составе Николай Чаркин (командир группы, ст.сержани), Володя Филиппов (ст.сержант), Слава Струков (старшина, сверхсрочник), Наби Мусаев (ст.сержант), Валерий Зуенко (поступил с гражданки), Валерий Гергель (поступил с гражданки), Александр Минаев (поступил с гражданки), Вячеслав Катамидзе (зачислен в группу с переводом в ВИИЯ из МГИМО со второго курса).
Позже была образована вторая группа индонезийского языка, в состав которой вошли прибывшие в институт после годичной стажировки в Индонезии слушатели: Казимир Иванкив, Анатолий Кошелев, Иван Баран, Ральф Юсупов и Николай … (забыл фамилию), к ним подключили Николая Чаркина. Командиром другой группы в составе: В. Гергель, В. Зуенко, В. Катамидзе, А. Минаев, Н. Мусаев, В. Струков, В. Филиппов стал В. Зуенко, а позже командиром группы был назначен я с присвоением мне звания «сержант».
Таким у нас был парадный мундир (1963 г.)
Слушатели первого курса ВИИЯ Минаев А.Н. и Гергель В.В. (сентябрь 1963 г.)
Занятия по тактике на выезде на местность проводит п-к Яковлев (группы индонезийского и немецкого языков)
В перерыве между вводными (Минаев А.Н. и Валера Зуенко).
Привязка к местности (Фото В. Зуенко)
Минаев А.Н. и Катамидзе В. Отдых в перерыве на занятиях в поле (Фото В. Зуенко)
Во время выезда на стрельбище (Фото В. Зуенко)
На выезде в поле. В перерыве между занятиями
Тренировка перед зачетной стрельбой из ПМ (Фото В. Зуенко)
Занятия в лингафонном кабинете (Фото В. Зуенко)
Сдача экзаменов на водительские права (Фото Валерия Зуенко)
После сдачи экзаменов на водительские права
Курить я начал в институте, так как курильщиков было большинство
Занятия в классе. Подготовка к занятиям по тактике.(Володя Филиппов и я)
Работа с нанесением обстановки на карту мне очень нравилась. Навыки рисования и черчения, полученные во время учебы в школе и на работе, здесь очень пригодились
Команда первого курса для участия в соревнованиях по легкой атлетике. Я второй в первом ряду, надеваю номер участника
Я совершаю прыжок в длину. Результат около 6 метров
Удостоен чести быть командиром группы (1965 г.)
Конкурс между языковыми группами курса с выступлениями участников-исполнителей на иностранных языках. Наша группа исполняла индонезийские песни, которым нас научила нас Кира Александровна Сигаева - наша первая преподавательница индонезийского языка. На фото: Слава Катамидзе, Кира Александровна, я, Валера Гергель, Володя Филиппов (Фотограф: Валера Зуенко)
Юра Баранов аккомпанирует В. Катамидзе и мне в песне Green Fields, переведенной нами обоими на индонезийский язык на конкурс
Я исполняю индонезийскую песню Ratapan Hatiku (Рыдания моего сердца)
Исполнение инднезийской песни всей группой с участием преподавателя
А здесь мы поем без преподавателя (Наби Мусаев, Слава Струков, Слава Катамидзе, Саша Минаев, Володя Филиппов и Валера Гергель)
Наби Мусаев (лакец, Дагестан) и я на скамейке у легендарного фонтана у забора вдоль Волочаевской улицы. Наби был замечательным парнем, но учебу в институте не потянул и был отчислен на третьем курсе по неуспеваемости. Обмундирование слушателя ВИИЯ летом, В садике около клуба института
Торжественное построение по случаю празднования годовщины ВС СССР с вручением памятных медалей. Начальник института, Герой Советского Союза, генерал-полковник Матвеев Андрей Матвеевич обходит строй в сопровождении его заместителей: генерал-майора Я.Я. Малахова и полковника А.А. Пашковского
Мы гордились им, а он гордился нами.
Выпускник факультета восточных языков ВИИЯ 1968 года лейтенант А.Н. Минаев
А потом были Египет (08.1968-10.1970), спецфакультет Военной академии им. М.Фрунзе (1971-1974), военный наблюдатель ООН (05.1974-1976. 12.1978-12.1980), Воентехиниздат (1976-1978. 1981-1992). В мае 1992 года был уволен из ВС СССЗ по выслуге лет в звании полковника.
В 1967 г участвовал в воздушной челночной операции после 6-дневной войны (Египет, Сирия), в ноябре-декабре 1967 года летал с инспектором дивизии ВДВ по маршруту Москва-Венгрия-Египет-Сев.Йемен (Ходайда, Сана) и обратно, в 1972 г был в командировке с минерами в Бангладеш, в с декабря 1997-март 1998) был командирован от Рособоронэкспорта в Египет. За участие в боевых действиях в Египте мне было присвоено звание «Воин-интернационалист). Награжден медалью ООН «За службу миру», а за службу военным наблюдателем ООН я был награжден орденом «За службу Родине в ВС ССР» III степени
В окопе у казармы, где проживали советники и переводчики в Мусалесе – военном городке на окраине города Суэц (Египет, 1968-1969 г.г.)
Такую форму мы носили на фронте вдоль Суэцкого канала
Оружие нам не полагалось, но иногда хотелось "побаловаться" и почкствовать себя бойцом с оружием в руках
Переводческая братва, обеспечивающая работу советников на фронте
Рабочий момент в посольстве СССР в Каире, Прием в честь 23 февраля. Беседа двух генералов (1970 г.)
Там же на приеме в посольстве генералы из Генштаба ВС Египта и наши генералы за одним столом
Звание старшего лейтенанта мне было присвоено с задержкой в полгода, потому что так захотелось Главному военному советнику, генерал-полковнику Катышкину. В Египте мне была вручена памятная медаль «100-летие В.И. Ленина»