Анатолий Иванович Исаенко Запад – 68:
Первого апреля 2011 года прочитал интересную байку нашего коллеги Д.В. Бородинова З-73. Внезапно нахлынули воспоминания, которые разбередили душу и память.
Сразу отмечу, что байка появилась еще 1963 году. На первом курсе (первый семестр) в 1962 году полковник Исаев вел у нас топографию. Был он человеком общительным.
Китайский язык в то время никто не изучал. Мы были наслышаны о «китайском происхождении» полковника. Понятия «дубовая роща» в то время еще не существовало. Не было и слова «казарма». Мы проживали в общежитии. У нас были на руках пропуска. Необходимости лазить через забор не было. Но через забор все же лазили. Проходная была далековато – на Танковом проезде. Лазили через забор из-за лени и озорства.
Полковнику Исаеву дали кличку «Фан» не случайно. В 1958 году вышел фильм с самым коротким названием «ЧП», т.е «чрезвычайное происшествие». Наше судно было захвачено чанкайшистами. Судьба экипажа была незавидной. Главную роль в фильме играл Вячеслав Тихонов. В Интернете можно прочитать о тех трагичных событиях на сайте:
http://www.trud.ru/article/22-03-2001/21477_rokovoj_rejs_tankera_tuapse.html
Роковой рейс танкера «Туапсе».
В кинофильме чанкайшистским разведчиком был полковник Фан. Китайский артист сыграл хитрого и коварного врага. Этот образ запомнился на уровне архетипа.
Полковник Исаев никакого отношения к этому образу не имел. Было лишь небольшое внешнее сходство – оба полковника были толстоватыми и круглолицыми. По этому признаку и под влиянием фильма и прилипла к полковнику Исаеву кличка «Фан».
На самом деле полковник Исаев был человеком добрым. Любил поговорить со слушателями, всегда улыбался. Свои знания он старался передать слушателям.
Нас удивило «фонтанное происшествие». Ни до того, ни после того за полковником Исаевым ничего подобного не замечалось.
Через несколько лет злополучный фонтан засыпали, а место заасфальтировали.
Уточним, что событие у фонтана происходило в теплое время года.
P.S. Со временем на заборе повесили колючую проволоку.
Но осенью 1963 года начальником ВИИЯ стал генерал-полковник А.М. Андреев. Он приказал проволоку снять, заявив эффектно: «Это не концентрационный лагерь».
Анатолий Иванович Исаенко 3апад – 68:
Начальник ВИИЯ Андрей Матвеевич всегда любил говорить: "партЕйная организация", "партЕйное собрание" и т.д.
1. Летом 1965 г. впервые группа выпускников ВИИЯ во главе с Андреевым A.M. направилась в Кремль на встречу с руководителями партии и правительства. В зале их увидел маршал Тимошенко и спросил:
Т.:Андрей Матвеевич, дорогой, ты сейчас где?
А.:Командую ВИИЯ.
Т.: А на каком же языке ты разговариваешь со своими питомцами?
А.: На партЕйном!
2. На партЕйном собрании A.M., забыв отчество, критикует преподавателя научного коммунизма Акопяна Ашота Зурабовича: Наш маститый Ашот Зарубович... Извините, Ашот Зарубанович…
3. Увольняли молодого офицера-преподавателя. Миньяр-Белоручев Р.К. его отстаивал. На партЕйном собрании A.M. критикует Рюрика: А Миньяр, а еще Белоручьев, а еще лингвиНИСТ-синхронист приходит ко мне в кабинет, просит и говорит: "Кого Вы выгоняете?! Ломоносова выгоняете!"
***
Находясь в координатах 62 градусах 14 мин. с.ш., 75 градусах 21 мин. в.д, посылаю еще одну байку.
1961,62-й и 63-й годы были началом восстановления ВИИЯ. Институту вернули знамя и название. Начальником факультета был генерал Яков Малахов с тремя ромбиками на груди за три академии. Никто и никогда не успевал отдать ему честь первым, он всегда опережал и прикладывал руку к головному убору первым. Уехал он в Финляндию военным атташе. Вскоре пришел Андреев A.M. Начальником факультета стал генерал Гладкий. Началась милитаризация института. Нас называли слушателями и Боже упаси, если кто-либо называл нас курсантами. Сразу следовал решительный ответ: "Мы не курсанты - мы слушатели!"
Однажды группа слушателей с ГИТАРОЙ пошла в Лефортовский парк (МВО) на танцы. Произошла драка с местной молодежью. Об этом инциденте узнало командование и стало проводить воспитательную работу. Выступает генерал Гладкий и говорит с южно-русским акцентом:
- Группа хулиганов из нашего института с гЫтарой пошла в парк МВО и учинила там дЭбош. ВпрЭдь гЫтару в город нЭ брать.
Вскоре появилась поговорка: "ГЭнЭрал ГладкЫй говорЫть - гЫтару в город нЭ брать!"
Анатолий Иванович Исаенко Запад - 68:
РЛС
В одном из ВИИЯ-информ весьма информированный коллега в художественной форме сообщил о похищении РЛС в Красноморском военном округе АРЕ более 30 лет назад. Позвольте сказать слово и менее информированному человеку с радиолокационным прошлым с использованием терминологии тех лет.
В одной из наших рекомендаций (в рукописной форме), написанной военно-писарским рондО (см. "Царский писарь" офицера Куприна А.И., кстати учился он военному делу рядом с ВИИЯ), предлагалось: "Обнаружить захваченную РЛС и уничтожить ее всеми возможными средствами".
Что было дальше, как говорится, муш ареф.
Исаенко Анатолий,
бывший оператор РЛС 1-го класса
Убрать "пачку"
В августе 1968 года большая группа выпускников ВИИЯ была направлена в Египет. Некоторым достались "хорошие" должности. Моего знакомого назначили переводчиком в минометную бригаду, а меня в зенитно-ракетную бригаду в зоне Суэцкого канала. Как говорил Твардовский: "Дальше фронта не пошлют!"
Прослужил я три года в ПВО АРЕ (видно за радиолокационное прошлое) и, как сказал поэт Высоцкий:
И если не поймаешь в грудь свинец, -
Медаль на грудь поймаешь "За Отвагу"!
Побывал я на всех зенитных позициях от Асуана до Дельты, а заодно посетил все древние храмы, плотины, каналы. И, как Александр Македонский, даже заскочил в оазис Сива. Нет ни одного музея в Египте, который бы я не посетил. Простите за нескромность.
Моего однокурсника, замечательного переводчика-арабиста, бывшего моряка Юрия Шевцова В-67 знали в Египте все.
Однажды в 1970 году он прибыл с большим начальством на наш ЗРДН Героя Советского Союза Попова К.И. Объявили тревогу, пошла боевая работа.
Пояснение: в радиолокации слово "пачка" означает помехи, например, убрать помехи. В просторечии "пачка" - большое круглое лицо.
Шевцов решил заглянуть в кабину наведения посмотреть на операторов и аппаратуру. Он просунул голову в приоткрытую дверь и услышал строгую команду офицера наведения: "Убрать ПАЧКУ!!!" Юрий подумал, что это, якобы, относится к нему, закрыл дверь и скромно удалился.
Эль Аламейн
В 1965 году отмечалась 20-летие Великой Победы. Всем слушателям ВИИЯ вручили юбилейные медали. Настроение у всех было приподнятое, за исключением слушателя А. По языковым дисциплинам он учился на "отлично". А вот по военным дисциплинам дело не ладилось.
Комиссия по тактике пришла к выводу, что будущий переводчик "недостаточно твердо усвоил ввод в бой ТАНКОВОЙ дивизии второго эшелона оперативного построения армии и ее инженерное обеспечение". А по военному искусству преподаватель задал "провальный" вопрос: Расскажите битву при ЭЛЬ АЛАМЕЙНЕ и высадку десанта на о.Сюмусю (Курилы)".
Руководство ВИИЯ начало поговаривать об исключении слушателя 5-го курса - случай беспрецедентный. Придя домой, слушатель рассказал все отцу. Отец, заслуженный авиатор, летчики которого снабжали по воздуху Югославских партизан и вывезли из окружения будущего маршала И.Б.Тито/ опечалился.
В комитете ветеранов войны он встретил знакомого Калашника и поведал ему о кручине. Вскоре последовал звонок в ВИИЯ. Вызывали начальника Института Андрея Матвеевича, но его не оказалось на месте. Трубку взял замполит У.
К.: С Вами говорит Зам.нач.ГлавПУРа Генерал Армии Калашник! Как Вы там проводите ППР... Это в год 20-летия Победы Вы исключаете на выпускном курсе молодежь – наше будущее! У.: Нет, нет, мы не исключаем. Это мы только так говорим..., воспитываем. Исключать никого не будем.
Трудно сказать, чем закончился этот разговор. После этого выпускник стал личным недругом замполита. Вскоре слушатель сдал курсовые экзамены и госы, получил диплом.
Встретились мы через 7 лет в конце 1973 года на Синае, участвуя в миротворческих операциях ООН. У капитана были на погонах... ТАНКОВЫЕ эмблемы. В период затишья египетское командование организовало лекцию в Академии ГШ, а затем поездку в ЭЛЬ АЛАМЕЙН. На месте мы изучили эту наступательную операцию (1942 г.). Сфотографировались у итальянского камня-монумента "Manco la fortuna, ma non il valore" в 120 км зап.Александрии.
Вскоре мой коллега организовал обсуждение повести "Аламейн" писателя-фронтовика Героя Советского Союза п-ка Сергея Борзенко.
Прошло более четверти века. В новом тысячелетии мы подумываем о создании "Ассоциации посетителей Аламейна". И лекцию можем прочитать.
***
1967 год можно назвать годом бортперевода. Прокладывались воздушные мосты на Ближний Восток (БВ) и в июне и в декабре. Отправлялись самолеты (борты) десятками. Наиболее трудным и неизвестным был первый полет. Но особенно курьезным оказался полет для моего знакомого.
Он никогда не летал на большие расстояния и страдал "морской болезнью". Тем не менее он оказался в воздухе. Борты направлялись на БВ. Необходимо было держать связь с Афинами, затем с Бриндизи и т.д. После Дубровника (Югославия) переводчик включался в работу. Именно в этот момент переводчик "отключился" - побелел, закрыл глаза и замолчал. Самолет входит в зону, Афины волнуются, запрашивают позывной, а ответа нет. Штурман, второй пилот и радист с микрофоном подходят к переводчику и просят:"Ну переведи хоть что-нибудь!" В ответ одни междометия. Обстановку разрядил опытный радист. Он сел за ключ, связался с Афинами, передал и принял необходимую информацию. Соседний самолет передал условия посадки по межсамолетному переговорному устройству. На обратном пути переводчик выдержал только взлет.
Встретились мы с ним через 10 лет на Синайском полуострове при проведении миротворческих операций ООН, где он получил орден "За службу Родине".
Исаенко Анатолий Иванович,
бывший военный наблюдатель ООН