Илья Евгеньевич Дроканов Восток -75:
Недавно я возвратился из необычной поездки. Маршрут ее от Санкт-Петербурга пролегал через города и населенные пункты Обнинск, Мосальск, Зайцева Гора, Жиздра (все – Калужская область), Жуковка (Брянская область), Орел и Курск. Казалось бы, что уж необычного – прокатился на машине по западным российским областям, эка невидаль! Однако смысл путешествия сводился к посещению именно тех мест, где в 1942 и 1943 году воевал отец – полковник инженерных войск Евгений Николаевич Дроканов, в военную пору молодой офицер, выпускник Московского инженерного училища.
Идея поездки возникла после того как моего старшего брата Георгия и меня в год 70-летия Победы пригласили в Курск, в Музей боевой славы 75-й гвардейской Бахмачской дважды Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии, как прямых наследников одного из ветеранов соединения. В составе дивизии отец служил с 1944 по 1947 годы адъютантом старшим (начальником штаба) 87-го отдельного гвардейского саперного батальона, освобождал Белоруссию, Прибалтику и Польшу, форсировал Одер и брал Берлин. После окончания войны вместе с сослуживцами находился в составе Советской военной администрации в оккупированной Германии, выполнял специальное задание: осуществлял содействие советским специалистам в розыске по заводам наследия германского создателя ракетного оружия Вернера фон Брауна.
Приглашение посетить музей в Курске породило желание найти те места, где отец шел дорогами войны. Их Евгений Николаевич подробно описал в книге воспоминаний «Путь солдата: от Волги до Эльбы и Евфрата», вышедшей в свет в 2006 году за пять лет до его кончины. Он начал воевать в марте 1942 года на Западном фронте командиром взвода 309 отдельного инженерно-саперного батальона 50-й армии. Боевые действия армии, которой командовал генерал-лейтенант И.В. Болдин, с весны 1942 по весну 1943 года велись в районе Зайцевой Горы (высоты 269,8). Немцы, владевшие этой господствующей высотой, могли просматривать наши позиции на десятки километров (я сам 16.06.15 стоял на той высоте и в бинокль видел всю округу - прим. автора). Соединения 50-й армии неоднократно ходили на штурм высоты, в боях погибло около 100 000 наших бойцов и командиров. Летом 1943 года немцы оставили высоту, так как советские войска успешно продвинулись на других направлениях. 50-я армия была передана в состав Брянского фронта и пошла в наступление юго-западнее Зайцевой Горы. Первым освобожденным городом оказался Жиздра. Затем армия форсировала реку Десну в районе населенного пункта Жуковка и принимала участие в боях на северном фланге Курской дуги. Имея цель посетить места боев 50-й армии, в путешествие отправилась наша небольшая группа: брат с женой Лидией и я с Ольгой.
Фото 1. Нас провожают в Обнинске, где в 1942 году располагался штаб Западного фронта под командованием Г.К. Жукова (15.06.15).
Фото 2. Мемориал у деревни Сычево в районе Зайцевой Горы (16.06.15). Через Сычево некоторое время проходил передний край. Взвод отца минировал дорогу через деревню. За минирование переднего края у Сычево и Фокино он получил первую награду – медаль «За отвагу» (в январе 1943 года).
Фото 3, 4. Так сегодня (16.06.15) выглядит деревня Сычево и дорога, которую минировали саперы 1-го взвода 2-й роты 309-го отдельного инженерно-саперного батальона (оисб) в июне 1942 года.
Фото 5. Солдаты взвода лейтенанта Е.Н. Дроканова (командир - в верхнем ряду в центре) летом 1942 года.
Фото 6. (16.06.15) Наша группа в краеведческом музее города Мосальска (директор музея – в центре). В музее много материалов о боях в этих местах. Работники музея подтвердили нам, что штаб 50-й армии и ее 309 оисб располагался недалеко от города – в деревне Мосур.
Фото 7. (16.06.15) Деревня Мосур. Сложно представить, какой она была весной 1942 года. Сейчас там всего несколько домов. Во время войны в ней дислоцировались штабы объединения и ряда частей. Рота, где служил отец, занимала деревянную постройку, которая при мирной жизни служила овечьей кошарой.
Фото 8. (16.06.15) Музей «Зайцева Гора». 258-й км по Варшавскому шоссе от Москвы. Находится почти в «чистом поле», рядом никаких крупных городов, лишь небольшие деревни. Но экспозиция впечатляет!
Фото 9. (16.06.15) Мемориал «Высота 269,8». Именно за нее целый год шли кровопролитные бои. Осенью 1942 года саперы 50-й армии сделали подкоп с целью подрыва вражеских позиций и захвата высоты штурмом. Это была единственная подобная операция в годы Великой Отечественной войны. Инженерные работы вел взвод инженерной разведки 309 оисб под командованием лейтенанта В.Е. Новикова, однокашника по училищу и друга отца. К сожалению, подкоп и взрыв немецких позиций не принес успеха нашим атакующим войскам, так как накануне перебежчик-пехотинец сообщил немцам о времени штурма. Они временно отвели с высоты большую часть своих войск и встретили нашу атаку ураганным артиллерийским огнем. Пришлось полкам вернуться в свои траншеи.
А бои за высоту 269,8 продолжались.
Фото 10. (16.06.15) Воронка от взрыва до сих пор представляет собой гигантскую яму глубиной более 10 м и до 300 м в диаметре. После взрыва 4 октября 1942 года 25 тонн взрывчатки огромные комья земли летели на сотни метров. Взвод отца шел в атаку вместе со стрелковым полком 58-й стрелковой дивизии, чтобы провести инженерное оборудование новых позиций. Но в результате контрудара немцев пришлось отступить.
Фото 11. Остатки блиндажа и траншей противника на высоте 269,8.
Фото 12. (16.06.15) Это фото взвода лейтенанта В.Е. Новикова находится в экспозиции музея «Зайцева Гора». Мы передали в дар музею наше фото № 5 (взвод лейтенанта Е.Н. Дроканова). Теперь обе похожие фотографии будут выставлены в музее рядом.
В августе 1943 года войска 50-й армии освободили город Жиздра.
Фото 13. (17.06.15) Тихий уголок сегодняшней Жиздры.
Фото 14 (с официального сайта города). Жиздра во время немецкой оккупации. Военное кладбище оккупантов. Собор был взорван немцами перед отступлением.
Фото 15. (17.06.15) Памятник освободителям города.
В Жиздру 16 августа 1943 года батальон отца входил с полками 413-й стрелковой дивизии полковника И.С. Хохлова. За год войны отец впервые освобождал от врага советский город. Немцы перед отступлением взорвали и сожгли все постройки, в том числе и церкви. Среди руин и обугленных бревен видны были лишь остовы кирпичных печей. На улицах лежали тела убитых мирных жителей. Колодцы с питьевой водой были завалены трупами людей и животных. Кругом немецкие мины. А в центре города – аккуратное кладбище оккупантов. Эта картина на всю жизнь осталась в памяти отца. Зверствам гитлеровцев не было оправдания. Наши танкисты, вошедшие в город, в несколько минут гусеницами сравняли с землей кресты с табличками герхардов и альфредов «завоевателей».
Это – объяснение для тех, кто сегодня исповедует идею примирения и расстраивается по поводу того, что во время войны на советской земле были уничтожены почти все германские военные кладбища.
Наш дальнейший путь лежал в райцентр Жуковку Брянской области. В ходе наступления части 50-й армии освободили его, а передовые отряды с ходу форсировали реку Десна и захватили небольшой плацдарм. 309-му оисб была поставлена задача возвести мост грузоподъёмностью 60 тонн для переправы тяжелой техники. Строительством одновременно с двух берегов было приказано заниматься двум ротам, которыми с весны 1943 года командовали старшие лейтенанты Е.Н. Дроканов и В.Е. Новиков.
Фото 16. (17.06.15) Река Десна. В этом месте в сентябре 1943 года под артиллерийским огнем и авианалетами противника началось строительство деревянного моста для переправы наступавшей 50-й армии. Стройматериалы для свай и прогонов заготавливали в лесу с нашей стороны. Днем шла подготовка, а за одну ночь мост был выстроен.
Фото 17. (17.06.15) Лес между Жуковкой и берегом Десны. В нем саперы заготавливали стройматериалы. Вражеская авиация бомбила этот участок, но работа продолжалась.
Фото 17. (17.06.15) В этом месте у берега Десны находился противотанковый ров, из которого отец в бинокль изучал обстановку на противоположном берегу. Для лучшего обзора он выбрался наверх и встал на бруствер позади рва. Начался минометный обстрел. Одна из немецких мин попала в ров прямо под его ногами, внизу было ранено и убито несколько человек, отец чудом остался жив и даже не ранен.
Мост строили ночью. Рота отца работала с нашей стороны, рота Новикова переправилась на противоположную. Саперы с лодок забивали в дно деревянные сваи у берегов и на середине реки, на сваи укладывали прогоны и настил. Утром по мосту уже шли танки и тягачи с артиллерийскими орудиями.
Саперы получили награды. Отец был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Фото 18. (17.06.15) Сваи того низководного моста (не более 1 метра над уровнем воды) стоят на Десне по сей день. О месте, где находился мост, который построили саперы в сентябре 1943 года, нам сообщил в Жуковке местный краевед Русаков Николай Иванович.
Из Жуковки мы отправились через Орел в Курск. На трассе Брянск-Орел установлен монумент в честь военных водителей. Все машины, проходящие по шоссе, сигналят, отдавая дань памяти своим военным коллегам. Резкие звуки клаксонов звучат как тревожные сирены. Мы остановились у монумента – у Лидии, штурмана нашей группы, отец на войне был водителем. Мы почтили его память и память тех, кто «шофером был в солдатах, за «баранкой» всю войну».
Следующее фото 19. (17.06.15) Монумент Военным водителям на трассе Брянск-Орел.
18 июня 2015 года наша группа была в точке, которая венчала мемориальную поездку, в Музее боевой славы 75-й гвардейской Бахмачской
дважды Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии, расположенной в средней школе № 1 города Курска (фото 20).
Фото 21. (18.06.15) Начальник музея О.В. Якунин рассказал о его истории и экспозиции. Среди материалов мы увидели фотографии и документы, касающиеся отца. В том числе были сведения, о которых мы не знали прежде.
Фото 22. (18.06.15) Мы с братом передали в экспозицию музея предметы
военной формы и личные вещи отца. В ответ получили сувениры на память от гостеприимного начальника музея и его супруги Татьяны.
По общему мнению нашей группы, поездка удалась на отлично. Одно печалило.
Жаль, что мы не смогли в свое время провезти по всем увиденным местам отца. Вечная ему память…
Июнь 2015 года Санкт-Петербург