ВОЕННЫЕ ЛИНГВИСТЫ И САМОЛЕТЫ-АМФИБИЯ

Это было 50 лет назад

Газета «Независимое военное обозрение» (№ 28) от 27 июля 2018 года посвящена Дню Военно-морского флота.

Две полосы газеты отданы описанию самолета-амфибии Бе-12.

http://nvo.ng.ru/realty/2018-07-27/1_1006_amphibian.html

Самолет-амфибия Бе-12 еще послужит

Приведем небольшую, но важную цитату из газеты.

«Но политические коллизии холодной войны привели к тому, что в марте 1968 года было подписано соглашение между СССР и Арабской Республикой Египет о временном базировании на ее территории группы из шести самолетов-разведчиков Ту-16Р для ведения разведки в Средиземном море в интересах обеих стран. Эта группа получила название 90-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи особого назначения.

Вскоре к Ту-16Р присоединились два самолета радиотехнической разведки Ан-12РР, а 19 августа 1968 года – три Бе-12 из состава черноморского 318-го отдельного противолодочного авиаполка (оплап).

Машины с египетскими опознавательными знаками перегонялись на аэродром Каир-Вест из Советского Союза через Венгрию и Югославию. Прибывшие экипажи уже через неделю приступили к полетам на новом месте базирования, правда из-за непривычной жары летать старались в основном в утренние часы».

К данной информации можно добавить работу военных лингвистов.

ВОЕННЫЕ ПЕРЕВОДЧИКИ В ДЕЙСТВИИ

Летом 1968 года мы получили дипломы и «ромбики» старого образца об окончании ВИИЯ.

К этому времени институт уже был разделен на два факультета – западный и восточный. До этого мы были вместе и в душе такими остаемся до сих пор. Те, кто поступал в 1962, на этот раз были последними, у кого в дипломе была сделана запись:

«Поступил в Военно-дипломатическую академию …, окончил ВИИЯ».

Судьба разбросала нас по всем континентам. Но мой рассказ о тех, кто попал в Египет.

О распределении мы знали заранее. Целая дюжина выпускников направлялось в Египет (до 1972 называлась Объединённая Арабская Республика (ОАР),

а затем – Арабская Республика Египет (АРЕ).

В августе 1968 года поездка в Египет проходила по-разному. Сначала всем выдали билеты на самолет, но через день у некоторых из нас билеты отобрали и сказали, что полетите спецрейсом позже.

Нас привезли рано утром на аэродром в Баковку, под Москвой. Было нас человек шесть переводчиков. Мы на стареньком самолете, летим в Крым. На передних креслах сидели два генерала морской авиации и пили не только чай. Нас же сильно бросало в хвосте самолета. Приземлились в Саки. На стоянке находился «кукурузник».

Три человека пересели в этот самолет и последовали дальше к месту назначения (Александр Минаев, Владимир Филиппов и Михаил Шабан).

На аэродроме возле Саки мы прохлаждались дня два, до моря было полтора километра. Часто ходили купаться – в море было «море медуз».

Летчики морской авиации готовились к полету, нас тоже заставили составить план полета до Каира, что не составило большого труда, т.к. до этого приходилось не раз туда летать.

Наконец, на третий или четвертый день взлетели рано утром и взяли курс на Будапешт.

Со мной на борту АН-12 (в «предбаннике») было десять молодых ребят, направлявшихся для прохождения службы на аэродроме Кайро-Вест в Египте. Все они были одинаково подстриженные и одетые в черные костюмы с галстуками.

К обеду прилетели в знакомый Будапешт (аэродром Тёкель). Здесь же мы встретили и вторую группу самолетов. Это были три гидросамолета Бе-12 с египетскими круглыми опознавательными знаками. Возглавлял тройку борт переводчиков Владимир Филиппов.

Я был доволен, что не попал на этот тихоходный летающий объект, так как не всегда хорошо переносил самолет.

К вечеру прилетели в Кайро-Вест. За нами приземлились три Бе-12, хотя они вылетели на два часа раньше нас. Я встретил Владимира Филиппова – гнева и возмущения у него не было предела. Он летел в маске в хвосте самолета, его болтало и трясло.

Этот полет он помнит до сих пор.

Нас собрали у контрольно-диспетчерского пункта, никаких таможенников и пограничников не было, замполит эскадрильи в египетской форме с кобурой на ремне начал проводить политинформацию и инструктаж. Вскоре за нами прислали автобус и отвезли в гостиницу «Виктория», известную всем переводчикам. Не успело стемнеть, как нагрянули наши однокурсники арабисты. Черный хлеб и селедка пошли в ход.

На Бе-12 и других самолетах в Египте летал наш коллега Валентин Федорович Решетников (В-69). В 1972 году он был награжден орденом Красной Звезды.

Как говорится, Manga pars fui - и мы были немалая часть.

Анатолий Исанко

З-68, ветеран боевых действий в Египте (1968 – 1971).